Чтобы понять, что такое тундра – надо там побывать. Иначе картина не будет полной.
Выездное заседание Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики провели в г. Анадырь, где обсудили ход реализации и необходимые меры правового регулирования доставки грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (по простому – «северный завоз»). Данные местности, располагаются на территориях 25 субъектов Российской Федерации и характеризуются сложными природно-климатическими условиями, отсутствием собственной производственно-технологической базы для производства большинства жизненно важных товаров, низким уровнем развития транспортной инфраструктуры.
Отмечу, что необходимость введения специального правового регулирования северного завоза и механизмов его государственной поддержки более 25 лет неоднократно отмечалась законодательными и исполнительными органами государственной власти всех уровней. Вместе с тем до настоящего времени деятельность в сфере северного завоза законодательно не урегулирована. Можно сколько угодно данные вопросы обсуждать, но решение проблем «северного завоза» необходимо решать во взаимосвязи. Сегодня отсутствует системный подход к организации и осуществлению северного завоза на федеральном уровне, а также полная статистическая информация об объемах и маршрутах перемещениях грузов северного завоза (чаще всего сбои в поставках жизненно необходимых товаров устраняются «в ручном режиме» как на уровне Правительства Российской Федерации, так и на уровне глав субъектов Российской Федерации, а сложная и многоэтапная логистика в совокупности с отсутствием собственного производства приводит к их высокой стоимости и просрочкой в реализации продукции более полугода (по данным Росстата за 2022 год средние значения розничных цен на основные продовольственные товары в районах северного завоза в среднем в 2 – 3 раза выше среднероссийских).
Ежегодно на территориях северного завоза реализуется комплекс мероприятий, в рамках которых поставляется порядка 3,5 млн тонн различных товаров (социально значимые продовольственные и непродовольственные товары, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы) для обеспечения жизнедеятельности 3 миллионов человек. Наибольшая доля традиционно приходится на Республику Саха (Якутия) – 55,5%, Камчатский край – 18%и Чукотский автономный округ – почти 10%). Более 50% грузов северного завоза перевозится водными видами транспорта, в среднем по 20% приходится на автомобильный и железнодорожные виды транспорта, остальное – на авиатранспорт. При этом в отдельных районах возможность доставки грузов существует всего несколько недель в году.
Обсудили ключевые моменты проекта федерального закона № 301981-8 «О северном завозе» и № 301929-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в целях обеспечения реализации положений проекта федерального закона «О северном завозе»), которые были приняты Государственной Думой в первом чтении, которым предусмотрено создание централизованной системы управления северным завозом, государственные и муниципальные меры поддержки, снятие инфраструктурных ограничений, механизмы предотвращения возникновения дефицита товаров жизнеобеспечения по трем категориям:
первая категория – товары жизнеобеспечения (социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы);
вторая категория – товары для государственных и муниципальных нужд;
третья категория – прочие товары.
Подробнее о законопроекте: № 301981-8 «О северном завозе» https://sozd.duma.gov.ru/bill/301981-8
Важно, что в мероприятии приняли участие врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов, председатель Думы Чукотского автономного округа Валентина Рудченко, а также прибывшая в Анадырь делегация Государственной Думы и руководители отраслевых министерств. В их числе в очном формате Гаджимагомед Гусейнов – первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. В режиме видеоконференцсвязи выступили Наталья Трунова – Аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Сергей Чемко - руководитель проекта Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом», а также представители северных и дальневосточных регионов.
По итогам выездного заседания, подчеркну то, что нам необходимо вместе проработать решения по обеспечению своевременного прибытия на все наши северные территории продуктов, товаров первой необходимости, лекарств, строительных материалов. Где под особый контроль должен быть взят механизм ценообразования.